Abstract:
The article presents the authors’ experience of implementing distance learning in the information
and educational environment of the higher educational institution as one of the conditions
of its innovative strategies. Based on the latest research on introducing distance learning in
teaching foreign languages in the modern conditions of the COVID-19 pandemic, the authors
identified the key semantic fields of the problem, namely: positioning the process of introducing
distance learning for teaching a foreign language as a prerequisite for the innovative development
of the university as a whole and its strategic planning in particular; identification of universal
technologies and platforms that can be used in the educational process of the university:
videoconferencing implemented on Zoom, Discord, Skype; television and satellite technology
based on the use of interactive television: television and radio lectures, videoconferences, virtual
practical exercises; email technology; network technologies for posting various educational materials;
case studies. The article describes specific models for the implementation of distance
learning technologies in organizing practical classes in English. It describes a step-by-step algorithm
for using Zoom platform, a model for integrating this technology with network technologies
that provide an opportunity to use educational and methodological materials of electronic
information educational environment of the university. The authors carried out a comprehensive
analysis of the experience of introducing distance learning technologies in the process of foreign
language teaching of two universities of the Ural Federal District – Shadrinsk State Pedagogical
University and the Ural State Pedagogical University and concluded that it is necessary to use
these technologies as a condition for the innovativeness of educational strategies of the university. В статье представлено обобщение авторского опыта внедрения технологий дистанционного обучения в информационно-образовательную среду вуза как одного из условий его
инновационной стратегии. На основе новейших исследований, касающихся проблемы
внедрения дистанционных технологий обучения иностранным языкам в современных условиях пандемии COVID-19, авторы определили ключевые смысловые поля проблемы,
в частности: позиционирование процесса внедрения дистанционных технологий обучения
иностранному языку как обязательного условия инновационности развития вуза в целом
и его стратегического планирования в частности; выявление универсальных технологий и
платформ, которые могут быть использованы в образовательном процессе вуза: технология видеоконференций, реализуемая на платформах Zoom, Discord, Skype; телевизионноспутниковая технология, основанная на применении интерактивного телевидения (теле- и
радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия, технология электронной почты); сетевые технологии для размещения различных учебных материалов; кейсовые технологии.
В статье представлены конкретные модели реализации технологий дистанционного
обучения при организации практических занятий по английскому языку, в частности описывается пошаговый алгоритм работы с использованием технологии видеоконференций на
платформе Zoom, модель интеграции данной технологии с сетевыми технологиями, предоставляющими возможность пользоваться учебно-методическими материалами электронной информационной образовательной среды вуза. Авторами проведен всесторонний
анализ опыта внедрения дистанционных технологий обучения иностранному языку двух
вузов Уральского федерального округа – Шадринского государственного педагогического
университета и Уральского государственного педагогического университета – и сделан
вывод о необходимости использования данных технологий как условия инновационности
образовательных стратегий вуза.
Description:
S.L. Suvorova1, suvswetlana@mail.ru,
T.V. Khilchenko2, tkhill@rambler.ru,
Yu.V. Olar2, julolar@gmail.com
1St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education, St. Petersburg, Russian Federation,
2Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation. Суворова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования, г. Санкт-Петербург, suvswetlana@mail.ru.
Хильченко Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
теории и практики германских языков, Шадринский государственный педагогический университет,
г. Шадринск, tkhill@rambler.ru.
Оларь Юлия Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, Шадринский государственный педагогический университет,
г. Шадринск, julolar@gmail.com.