Аннотации:
Содействие самоопределению обучающихся является педагогической задачей
согласно законодательным актам, социальному заказу и анализу научной литературы по данному
вопросу. Однако современные исследования утверждают, что на практике педагоги недостаточно
мотивированы и не обладают необходимыми знаниями для оказания данного содействия. Обобщение научного опыта позволило выявить, что существующие проекты направлены на содействие
самоопределению обучающихся, а не на формирование готовности педагогов. Исходя их данного
противоречия, назрела необходимость повышения уровня готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся. Целью данной статьи является разработка, внедрение и обсуждение результатов проекта формирования готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся. В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи: уточнить понятие
педагогического проекта; изучить научный опыт разработки и внедрения педагогических моделей и
проектов, направленных на содействие самоопределению обучающихся; разработать проект формирования готовности педагогов к содействию самоопределению обучающихся; уточнить компоненты
реализации данного проекта; реализовать проект в различных формах; сравнить результативность
проекта в зависимости от формы реализации. В ходе исследования применялись методы научного
анализа и синтеза, опроса и статистической обработки данных. Новизна нашего проекта заключается
в направленности на формирование готовности педагогов оказывать содействие самоопределению
учащихся. Программа подготовки педагогов реализована очно, дистанционно и в смешанной форме.
Сравнение результативности проекта в зависимости от формы реализации дает возможность сделать
вывод об эффективности очного взаимодействия. Supporting students’ self-determination is a pedagogical task according to legislative acts,
social demand and analysis of scientific literature. However, modern research proves that in practice, teachers
are not sufficiently motivated and do not have necessary knowledge to provide this assistance. Generalization
and consideration of the literature has revealed that existing projects to support students’ self-determination
are mostly aimed at students, and the formation of teachers' readiness to support students remains unexplored.
Thus, there is a need to increase the level of teachers’ readiness to support students’ self-determination and
develop a project to raise it. The article describes the development and implementation of the project aimed
to form teachers’ readiness to support students’ self-determination. The author clarifies the concept of pedagogical
project, describes pedagogical models and projects aimed to support students’ self-determination; develops a project to form teachers’ readiness to promote students’ self-determination; describes the components
of this project; implements and evaluates its effectiveness. The methods of scientific analysis and
synthesis, survey and statistical data processing were used. The novelty of our project is in the fact that we
develop teachers’ readiness to assist students’ self-determination. The teacher training program was implemented
in person, remotely and in a blended form. Comparison of the effectiveness of the project depending
on the form of implementation makes it possible to conclude that the most effective one is a face-to-face form.
Описание:
Платонова Любовь Давидовна, учитель английского языка, МОУ «Якуповская ООШ»,
Якупово, Челябинская область; аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности Политехнического института, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.
Lyubov D. Platonova, English teacher, Yakupovskaya school, Yakupovo, Chelyabinsk region;
post-graduate student, Life and Safety Department, Institute of Engineering and Technology, South Ural
State University, Chelyabinsk, Russia