Аннотации:
В настоящее время китаеведение стремительно развивается во всем мире. Большое
количество иностранцев изучают китайский язык. Ученые отмечают неразрывную связь между обществом, культурой, историей, географией и языком. Поэтому коммуникация является сложным
процессом, требующим тщательного и сознательного погружения в контекст языка. Целью статьи
является исследование особенностей обучения китайскому языку как второму иностранному. Задачи: выявить специфику развития коммуникативной компетентности учащихся, охарактеризовать
сущность и структуру коммуникативной компетентности, включающей в себя социальные и культурные знания, проанализировать внутриязыковые и внеязыковые элементы обучения китайскому
языку как второму иностранному в контексте межкультурной коммуникации. В статье использовались методы: сравнение, ретроспективный, системно-логический анализ. Автором дана характеристика коммуникативных стратегий при изучении китайского языка, а также рассмотрены вопросы,
касающиеся их выбора во взаимосвязи с различными факторами. Обращено внимание на весомую
роль коммуникативных задач, которые являются ключевым элементом обучения китайскому языку,
а также на экспериментальную проверку эффективности модели профессионально-ориентированного
обучения китайскому языку студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Результаты исследования показывают, что внеучебная деятельность повышает мотивацию студентов к изучению китайского языка, уровень самоорганизации и ответственности. Грамотно выстроенная модель профессионально-ориентированного обучения, включающая большой объём внеучебной деятельности, является достаточно эффективной в плане формирования межкультурной компетенции,
необходимой для дальнейшей работы выпускников российских вузов. At present, Sinology is rapidly developing all over the world. A large number of foreigners
are learning Chinese. Scientists note the inextricable link between society, culture, history, geography and
language. In this regard, communication is a complex process that requires careful and conscious immersion
in the language context. The purpose of the article is to study the features of teaching Chinese as a second
foreign language. The objectives of the study are to identify the specifics of the development of students'
communicative competence, to characterize the essence and structure of communicative competence, which
includes social and cultural knowledge, to analyze intralinguistic and extralinguistic elements of teaching
Chinese as a second foreign language in the context of intercultural communication. The following methods
were used in the article: comparison, retrospective analysis and system-logical analysis. The author gives a description of communicative strategies in the study of the Chinese language, and also considers issues related
to their choice in relation to various factors. The focus of the research are communicative tasks which
are a key element of teaching the Chinese language and the experimental verification of the effectiveness of
the model of professionally oriented teaching of the Chinese language to students of the humanities in Russian
universities. The results of the study show that extracurricular activities increase students' motivation to
learn Chinese, increase the level of self-organization and responsibility. A well-built model of professionally
oriented education, which includes a large amount of extracurricular activities, is effective in terms of the formation
of intercultural competence necessary for the further work of graduates of Russian universities.
Описание:
И Аньжань, аспирант/ ассистент, Институт иностранного языка, Российский университет
дружбы народов, Москва, Россия.
Yi Anran, graduate student/ assistant, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University
of Russia, Moscow, Russia.