Resumen:
Применение систем автоматизированного проектирования обеспечивает высокую эффективность профессиональной деятельности в условиях увеличения требований к объему проектных работ и срокам подготовки производства. Однако процесс автоматизации сопровождается усилением рисков экономического, информационного, психологического, дидактического
и социального характера.
В статье рассматривается методология управления подготовкой кадров к работе с системами автоматизированного проектирования технологических процессов по критерию безопасности. Предлагаемая методология опирается на принципы безопасности, классификацию
ИКТ-компетенций, модель управления и на шаблоны поведения (паттерны). Среди паттернов
выделены методы принятия решений и методика оценки безопасности подготовки кадров на
основе анализа опыта работы и применения математических моделей.
Методология управления подготовкой кадров обеспечивает минимизацию угроз экономического, информационного, психологического, социального и дидактического характера.
Результаты использования методологии продемонстрированы на примере подготовки кадров
к работе с САПР ТП в Южно-Уральском государственном университете и Азербайджанском
техническом университете. The use of computer-aided design ensures the high efficiency of professional activity in the conditions
of increase of requirements to the project scope and timeline for the preparation of production.
However, the automation process is accompanied by increased risks of economic, informational,
psychological, didactic and social nature.
The article discusses the methodology of management training to work with computer-aided
design of technological processes on the criterion of safety. The proposed methodology is based
on the principles of security classification the ICT competences, management model and behavior
patterns (patterns). Among the patterns selected decision-making methods and methodology of safety
assessment training based on the analysis of experience and application of mathematical models.
The methodology of safety management training to work with computer-aided design minimizes
threats to economic, informational, psychological, social and didactic nature. The results of
the use of this methodology is demonstrated on the example of training to work with the CAD system
in the South Ural State University and Azerbaijan technical University.
Descripción:
Богатенков Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент кафедры информационных
технологий в экономике, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск;
ser-bogatenkov@yandex.ru.
Юсубов Низами Дамир оглы, д-р техн. наук, профессор кафедры технологии машиностроения, Азербайджанский технический университет, г. Баку; nizami_yusubov@mail.ru. S.A. Bogatenkov1, ser-bogatenkov@yandex.ru,
N.D. Yusubov2, nizami_yusubov@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2 Azerbaijan Technical University, Baku, Azerbaijan