Репозиторий Dspace

История учебника физики как модель развития методики обучения физике в России (К разработке курса «История методики физики»)

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Бражников, М.А.
dc.contributor.author Пурышева, Н.С.
dc.contributor.author Brazhnikov, M.A.
dc.contributor.author Purysheva, N.S.
dc.date.accessioned 2021-09-17T09:34:09Z
dc.date.available 2021-09-17T09:34:09Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Бражников, М.А. История учебника физики как модель развития методики обучения физике в России (К разработке курса «История методики физики») / М.А. Бражников, Н.С. Пурышева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 33-43. DOI: 10.14529/ped190303. Brazhnikov M.A., Purysheva N.S. History of Physics’ Textbook Development as a Model for the Implementation of Methods of Teaching Physics in Russia (on the Course “History of the Methods of Teaching Physics”). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 3, pp. 33-43. DOI: 10.14529/ped190303 ru_RU
dc.identifier.issn 2412-0553
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/40792
dc.description Бражников Михаил Александрович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук, г. Москва, birze@inbox.ru. Пурышева Наталия Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры «Теория и методика обучения физике им. А.В. Пёрышкина», Московский педагогический государственный университет, г. Москва, npurysheva42@rambler.ru. M. A. Brazhnikov1, birze@inbox.ru, N. S. Purysheva2, npurysheva42@rambler.ru 1Semenov Institute of Chemical Physics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, 2Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract В России в самом начале ХХ века завершается в основном формирование методики обучения физике как педагогической науки, это означает, в частности, что формируются методы обучения, специфичные для обучения физике. Эти методы находят отражение и закрепляются не только в работах по методике обучения физике, но и в учебной литературе, непосредственно обращённой к ученику и учителю: учебникам, сборникам задач и решеб- никам, руководствам по лабораторным работам и демонстрационному эксперименту, т. е. к учебнику в широком смысле этого слова. Одним из признаков определённой завершённости процесса формирования методики физики как науки является обращение ведущих фи- зиков-методистов к истории становления методики обучения физике. Объектом их исследований становятся учебники, издававшиеся в России в XVIII-XIX веках. Научная традиция изучения истории методики обучения физике была продолжена и в советское время. В ХХ веке создаётся теория учебника, выясняются его дидактические функции, определяется дидактический аппарат, в соответствии с этим совершенствуются сами учебники. В дидактике складывается представление о методической системе обучения, о том, что учебник в некотором смысле может рассматриваться как модель такой системы. В XXI веке теория учебника претерпевает заметные изменения, в связи с чем возникает проблема преемственности, необходимости анализа как изменяющихся дидактических функций учебника, так и развития аппарата учебника в целом. В рамках настоящей публикации предпринята попытка обосновать саму возможность рассматривать историю становления учебника физики как модель для изучения становления методики обучения. При этом на конкретных примерах рассмотрено изменение во времени содержания учебников физики, их структурирования, проведён сравнительный анализ с зарубежными публикациями. Представленный в статье материал может служить основой для создания курса «История методики обучения физике». В заключении статьи определены направления дальнейших научных исследований в этой области. In Russia, by the very beginning of the twentieth century, the formation of methods of teaching physics as a pedagogical science had been completed. This means that teaching methods specific to teaching physics had been formed. These methods were reflected on and documented not only in the works on the methods of teaching physics, but also in the educational literature directly addressed to the student and teacher: textbooks, books of solved problems, manuals on laboratory works and demonstration experiments. One of the signs of a certain completeness of the process of formation of the methods of teaching physics as a science is the reference of the leading physicists-methodists to the history of the formation of the methods of teaching physics. The object of their research were textbooks published in Russia in the XVin-XIX centuries. The scientific tradition of studying the history of the method of teaching physics was supported in Soviet times. In the twentieth century, the theory of a textbook was created, its didactic functions were clarified, the didactic apparatus was determined, and the textbooks themselves were improved accordingly. The idea of a methodical system of education was formed in didactics, and a textbook itself could be considered as a model of such a system. In the 21st century, the theory of a textbook undergoes noticeable changes and the problem of continuity arises, the need to analyze both the changing didactic functions of a textbook and the development of a textbook’s apparatus as a whole. The paper is an attempt to substantiate the possibility of considering the history of the formation of a physics textbook as a model for studying the development of teaching methods. At the same time, specific examples were used to consider the change of the content of physics textbooks, their structure and a comparative analysis of foreign scientists was made. The content of the article can be used as the base of the course “The History of the Methods of Teaching Physics”. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки
dc.relation.ispartof Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences
dc.relation.ispartofseries Образование. Педагогические науки;Том 11
dc.subject УДК 371.3 ru_RU
dc.subject УДК 372.853 ru_RU
dc.subject методика обучения физике ru_RU
dc.subject методическая система ru_RU
dc.subject учебник физики ru_RU
dc.subject учебный предмет ru_RU
dc.subject учебный материал ru_RU
dc.subject дидактические функции учебника ru_RU
dc.subject Physics teaching methods ru_RU
dc.subject methodical system ru_RU
dc.subject Physics textbook ru_RU
dc.subject school subject ru_RU
dc.subject school material ru_RU
dc.subject textbook teaching functions ru_RU
dc.title История учебника физики как модель развития методики обучения физике в России (К разработке курса «История методики физики») ru_RU
dc.title.alternative History of Physics’ Textbook Development as a Model for the Implementation of Methods of Teaching Physics in Russia (on the Course “History of the Methods of Teaching Physics”) ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/ped190303


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись