Аннотации:
Концепция и практика реализации непрерывного образования к настоящему времени достигли уровня зрелости. Научные школы в России и за рубежом вносят свой вклад в разработку данного глобального и актуального научного направления. Статья посвящена анализу результатов научных исследований представителей нашей научной школы, направленных на постановку и решение актуальных проблем непрерывного образования. Сформулированы и решены на основе анализа научных публикаций авторов-представителей научной школы следующие задачи: определение ключевых направлений, в которых происходило и происходит осуществление исследований; выявление значимых результатов
авторов в рамках направления исследования «Непрерывное образование»; обоснование преемственности в решении научных задач в рамках каждого направления исследования; выявление эволюции взглядов авторов в зависимости от хронологического периода и предпосылок развития науки в каждый период. Выявлено три периода в развитии идей непрерывного образования в нашей научной школе (конец 70-х–80-е гг. ХХ в.; 90-е гг. ХХ в. – первое десятилетие XXI в.; второе десятилетие XXI в.). Определены главные направления в исследовании проблем непрерывного образования в нашей научной школе: образованность как результат образования и личный ресурс обучающегося; соотношение образованности, компетентности, здоровья; самообразование как аспект непрерывного
образования; подготовка обучающихся к педагогическому и профессиональному общению; здоровьесбережение обучающихся; личностно ориентированное повышение профессиональной квалификации работников образования; единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений; систематизация формального, неформального, информального аспектов непрерывного образования специалистов; проектирование и реализация непрерывного профессионального образования в современном мире. Охарактеризованы достижения ученых-представителей нашей научной школы в этих направлениях. The concept and practice of implementing lifelong education has reached maturity by now.
Scientific schools in Russia and abroad contribute to the development of this global and relevant
scientific field. The article aims to analyze the results of scientific research of the representatives
of our scientific school, devoted to urgent problems of continuing education. The following tasks
are solved on the basis of the analysis of scientific publications of the authors – representatives of
the scientific school: identifying key areas in which research has been and is ongoing; noting significant
results of the authors in the framework of the research area “Continuing education”;
determining the continuity in solving scientific problems within each area of research; revealing
the evolution of the authors’ views depending on the backgrounds of chronological period. Three
periods have been revealed in the development of the ideas of continuing education in our scientific
school (late 70s–80s of the 20th century; 90s of the 20th century – the first decade of the
21st century; second decade of the 21st century). The main directions in the study of problems of
lifelong education in our scientific school are identified: education as a result of education and
the student’s personal resource; correlation of education, competence, health; self-education as
an aspect of lifelong education; preparing students for pedagogical and professional communication;
students' health care; personally-oriented professional development of educators; the unity
of objective and subjective factors in the management of advanced training of heads of educational
institutions; systematization of formal, informal, non-formal aspects of continuing education
of specialists; design and implementation of continuing professional education in the modern
world. The achievements of scientists representing our scientific school in these areas are characterized.
Описание:
Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, serikovgn@susu.ru. G.N. Serikov, serikovgn@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation