Аннотации:
На основе выявленных противоречий в статье сформулированы проблемы: необходимости определения круга требований к современному инженеру, способному осуществлять инновационные прорывы в развитии техники и производства; подготовки кадров, способных самостоятельно осуществлять проектирование и реализацию актуальных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) для инженеров; определения ориентировочных основ для проектирования актуальных программ ДПО для инженеров, с последующей разработкой таких программ. Проанализированы мировые достижения в решении задачи достижении качества образования инженеров (разработки ABET, JABEE, АИОР, FEANI и др.) с целью определения требований, на которые следует ориентироваться при разработке и оценивании программ ДПО. Требования не могут быть однозначно сформулированы в инвариантной форме, могут различаться в зависимости от актуальных задач, оснований разработки, сферы деятельности инженеров и других факторов. По мнению авторов, основанием разработки требований, на которых базируются
программы ДПО для инженеров, является целостная модель проектирования и разработки технического объекта. На основании многолетнего исследования данных о преподавателях, работающих в системе ДПО, определены требования к двум группам компетенций преподавателей, разрабатывающих и реализующих программы ДПО для инженеров: технических и педагогических. Раскрыто содержание каждой группы. Полученные результаты в настоящее время применяются для разработки программ внутреннего ДПО и программ ДПО для сотрудников экспериментальной группы. Based on the contradictions revealed the problems of the paper are formulated: to determine
the range of requirements for modern engineers, capable of innovative breakthroughs in the development of technology and production; to teach the academic staff able to design and implement programs of additional professional education for engineers; to determine the basis for designing relevant additional programs for engineers, with the subsequent development of such programs. The article analyzes the global results in achieving the quality of engineers education (achieved by ABET, JABEE, RAEE, FEANI organizations etc.) in order to determine the requirements, which should be oriented to develop and evaluate additional education programs.
The requirements can not be formulated in an invariant form, they may depend on engineer actual problems, engineers’ professional area and other factors. According to the authors’ point of view the additional programs for engineers are based on a holistic model of the design and development of a technical object. Research data on the teachers of additional education gathered for many years contributed to arranging two groups of requirements for the competencies of teachers: technical and pedagogical. The contents of each group is developed. The results are currently used for programming the internal and external professional programs for engineers of experimental group.
Описание:
Волошина Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, директор Института дополнительного образования, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), via@susu.ac.ru.
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kio_ppo@mail.ru.
Крысанова Вера Николаевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), bugsy16@yandex.ru. I.A. Voloshina, via@susu.ac.ru,
I.O. Kotlyarova, kio_ppo@mail.ru,
V.N. Krysanova, bugsy16@yandex.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation