Аннотации:
Изменение высшего профессионального образования на компетентностной основе предполагает в качестве результата обучения рассматривать развитие компетенций студентов, которые определяются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Отмечена необходимость общекультурной подготовки, которая ориентирует будущего специалиста на общечеловеческие ценности, позволяет на их основе понимать ситуацию и решать проблемы в раз-
личных сферах деятельности, осуществлять личностное и профессиональное саморазвитие.
Актуализация проблемы общекультурной подготовки свидетельствует о необходимости формирования общекультурной компетенции в подготовке будущих специалистов. Использованы методы: анализа теоретических и практических предпосылок исследования;
диалектического синтеза понятия «формирование общекультурной компетенции»; анализа нормативно-правовых документов в сфере высшего образования. Постановка целей и
задач формирования общекультурной компетенции охарактеризовано на примере компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение
оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности» при освоении дисциплины «Экология». Разработан паспорт общекультурной компетенции «знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности». Научная новизна материалов статьи заключается в обосновании нового знания о необходимости формирования общекультурной
компетенции в подготовке будущих специалистов, способствующей решению личностно значимых и профессиональных задач. Теоретическая значимость материалов статьи заключается в расширении научных представлений о формировании общекультурной компетентности студента в образовательном процессе вуза. Higher education based on competence approach assumes the result of training as the ability to apply knowledge, skills and personal qualities in professional activity in a certain area.
The paper underlines the importance of general cultural training that focuses future specialist on universal values, allows to understand a situation and to solve problems in various fields of activity, to develop personally and professionally. The paper is aimed to highlight the problem of general cultural competency forming. The methods used are: analysis of the literature on the topic of the research, dialectic synthesis of the concept “formation of general cultural competency”;
the analysis of educational standards and legal documents in the sphere of higher education.
Goals and objectives setting of general cultural competency forming is exemplified by the competence “knowledge and understanding of the laws of nature, society and mind development and the ability to handle this knowledge in professional activity”. The detailed description of general cultural competency “knowledge and understanding of the laws of nature, society and mind development and the ability to handle this knowledge in professional activity” was given. Justification
of the need to form general cultural competency of future specialists that stimulates the solving of personally significant and professional tasks makes the novelty of the research. Theoretical value of the paper is the improved knowledge of scientific ideas about the formation of general cultural competency.
Описание:
Борисова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), tatyana_b1979@mail.ru.
Гертнер Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), kalashnikova2295@mail.ru. T.V. Borisova, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk, Russian Federation,
tatyana_b1979@mail.ru,
S.V. Gertner, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk, Russian Federation,
kalashnikova2295@mail.ru