Abstract:
Information technologies, robotics and mechatronics play an important role in modern
medicine. The article shows that the use of information technology is an essential part of any activity of a specialist healthcare. The main goal of the medical technique development is the high accuracy and quality of service, efficiency of treatment, reducing the risk of harm to human health. However, despite advances in engineering and technology, health care professionals are not always aware of them, and engineers do not have full information on the needs of modern medicine. The article provides an analysis of the normative document that defines the strategy of the medical science development in the Russian Federation and analyzes the theoretical and practical background of the information technologies, mechatronics and robotics as a basis of
an interdisciplinary approach in the development of medicine and engineering.
The authors determined the causes of the low interaction between health professionals and engineers in solving multidisciplinary problems. The main reason is the isolation of specialists in various fields of knowledge and the lack of a clear strategy for commercialization.
Pedagogical solutions to solve the problem are offered. The authors suggest that the approaches to the educational process should be changed. This will enable to improve the mutual understanding of health professionals and engineers in the course of continuing professional education. The result of training with the involvement of external experts will initiate research in their field, contributing to the global goal: the advancement of science in general. Информационные технологии, мехатроника и робототехника в настоящее время играют важную роль в развитии современной медицины. В статье показано, что использование информационных технологий является обязательной составляющей деятельности специалиста любой сферы здравоохранения. Повышение качества обслуживания и эффективности лечения, уменьшение рисков нанесения вреда здоровью человека становятся
главной целью развития современной медицинской техники. Несмотря на достижения в области медицинской техники и технологий, в настоящее время специалисты здравоохранения не всегда имеют достаточную информацию о них, а технические специалисты не владеют полными сведениями о потребностях современной медицины. В статье приведен анализ нормативного документа, определяющего Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации, и проведен анализ теоретических и практических предпосылок
рассмотрения информационных технологий, мехатроники и робототехники как основы междисциплинарного подхода в развитии медицины и инженерии.
В результате исследования авторами определены причины возникновения низкого
взаимодействия врачей и технических специалистов при решении задач из междисциплинарных областей. Доказано, что основной причиной сложившейся ситуации является изолированность специалистов различных областей знаний и отсутствие необходимого информационного и педагогического обеспечения современных проектов. Предложены педагогические пути решения описанного парадокса путем изменения подходов к ведению занятий на циклах непрерывного профессионального образования врачей и других специалистов здравоохранения и инженеров, специализирующихся в области медицинской робототехники, ведущих к повышению уровня их взаимопонимания. Результатом обучения с привлечением внешних специалистов является инициирование научных исследований в своей области, способствующей глобальной цели: прогрессу науки в целом.
Descrizione:
Овсяницкая Лариса Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики и математики, Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск), larovs@rambler.ru.
Юрасова Екатерина Валерьевна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационно-измерительной техники, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), iurasovaev@susu.ac.ru. L.Y. Ovsyanitskaya, larovs@rambler.ru
Ural Social-Economic Institute, Branch of the Labour and Social Relations Academy,
Chelyabinsk, Russian Federation,
E.V. Yurasova, iurasovaev@susu.ac.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation