Abstract:
Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я.А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества. Рассматриваются теологические воззрения Коменского и его сложный путь к философскому пониманию мира и воспитания, описывается попытка создания Коменским демократичной и социально ориентированной школы, рассматриваются точки зрения Коменского на социальное, экономическое и политическое устройство общества.
Целью статьи является стремление описать социально-педагогические и андрагогические вдохновения, которые возможно найти в философско-педагогических идеях Коменского. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических предпосылок; был проведен анализ оригинальных текстов Коменского и системный анализ актуальных концепций социальной педагогики.
Текст привносит новый взгляд на идеи Коменского и ставит их в контекст новой парадигмы социальной педагогики. Учет представленных идей развития общества путем воспитания может стать основой для программ подготовки социальных педагогов, социальных работников и педагогов-практиков, участвующих в ресоциализации и воспитании молодежи и взрослых. This article presents an outlook of Komensky´s view on education and social reform of society.
At first, the author considers Komensky as a theologist and describes his complicated way to the philosophical concept of the world and education. Further, the article potrays Komensky´s attempt to build up democratically and economically oriented schools. The last part focuses on Komensky´s ideas about social, economical and political structure of society.
The analysis of theoretical premises, the analysis of original articles written by Komensky and systematic analysis of current conceptions of socio-pedagogic were used to describe sociopedagogical and andragogy inspirations, which can be found in Komensky's philosophical ideas.
The paper gives a novel overview on Komensky’s ideas and adjusts them to the 21st century realia. It accentuates the ideas to be used as the basis of programs for preparing sociopedagogists, social workers and pedagogists who work in resocialization and education of youths and adults.
Descrizione:
Прохазка Мирослав, доктор философских наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, замдекана, Педагогический факультет Южно-Чешского университета (Ческе Будейовице, Чешская Республика), mproch@pf.jcu.cz. M. Prohazka, University of South Bohemia in České Budějovice, Czech Republic, mproch@pf.jcu.cz