Abstract:
Мобильность, безусловно, является необходимым качеством современного человека, который хочет быть успешным в жизнедеятельности, проявлять свои возможности и реализовывать свои потребности в социально приемлемом русле. Современные ученые признают важность воспитания мобильности личности в условиях образовательного процесса. Нам кажется, что начинать работу по воспитанию мобильности можно в школе, подготавливая, таким образом, обучающихся к жизни в постоянно меняющемся мире. Данная
статья посвящена интерпретации особенностей воспитания мобильности личности
школьников на основе педагогического наследия Я.А. Коменского – великого чешского философа, мыслителя и педагога семнадцатого столетия, а именно предложенного им принципа активности. Для достижения поставленной цели были использованы методы теоретического анализа актуальности воспитания мобильности личности, нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере основного общего образования, конкретизации основных направлений воспитания мобильности личности школьников. Результатом статьи можно считать выявленные направления воспитания мобильности
личности школьников (в процессе обучения и вне его), а также уточнение функций педагогов по каждому из направлений. Научная новизна состоит в предложении автором двух направлений воспитания мобильности личности школьников, каждое из которых имеет свои особенности. Практическая новизна изложенных в статье результатов заключается в уточнении специфики деятельности педагогов в воспитании мобильности личности обучающихся, которая может стать основой для работы заинтересованных в этом педагогов-практиков. Mobility is certainly a necessary quality of a modern person, who wants to be successful in
life, to realize his needs and potential. Modern scientists recognize the importance of the development of personality mobility of schoolchildren in the educational process. We think that the development of the personality mobility can be started at school, preparing students for life in a changing world. This article focuses on the interpretation of the development of personality mobility features of schoolchildren based on the pedagogical principle of activity, introduced by J.A. Comenius – a great Czech philosopher, thinker and teacher of the seventeenth century.
To achieve this goal the analysis of the literature on the development of personality mobility of schoolchildren and the analysis of legal and methodical documents in the field of general education
were made. The paper identified the areas of the development of personality mobility of
schoolchildren both in the educational process and during the extracurricular activities. It also clarified the teachers’ functions in each area. The author defines two areas of the development of personality mobility of schoolchildren, each having its own characteristics. The results can be used in the professional activity of teachers interested in the development of the personality mobility of schoolchildren.
Descrizione:
Найданова Юлия Вадимовна, методист информационного отдела, Учебно-методический центр г. Челябинска; аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), julianaidanova@gmail.com. Yu.V. Naydanova, Educational and Methodical Center of Chelyabinsk, South Ural State University,
Chelyabinsk, Russian Federation, julianaidanova@gmail.com