Abstract:
The necessity to improve business interaction and to develop new approaches to study politeness,
as an essential category of communication, has determined the need to develop a methodology
to teach business writing for future professionals. Thus, the paper aims to study the linguistic
politeness means and further develop a system of exercises for university students to
write business letters effectively based on the study of politeness. The study uses the descriptive
method to determine the choice of linguistic means to express politeness as well as the method
of pedagogical construction to produce an effective methodic system to write business letters in
English. The results show that business letters use two types of politeness strategies: the intimacy
strategy (aiming at establishing and developing business contacts) and the distance strategy
(aiming at preventing conflicts). These strategies use a particular set of speech acts that are
represented by specific speech cliché or formulas. Finally, the paper suggests the methodic system
including five stages: introducing the concept of politeness and its linguistic means; analyzing
the means of politeness in sample business letters; developing lexical skills of politeness; writing
business letters based on the samples and schemes; practicing reading and writing business letters
imitating the real communicative situations. Cтатья посвящена вопросам формирования навыков эффективного межкультурного
взаимодействия студентов вузов в области деловой переписки на английском языке. Актуальность настоящей работы определяется значимостью повышения эффективности делового общения в условиях расширения межкультурных деловых связей. Целью исследования является изучение лингвистических средств вежливости с последующей разработкой
системы упражнений, направленных на формирование навыков вежливого общения в деловой переписке на английском языке студентов вузов. Методы исследования: описательный метод, предполагающий наблюдение и описание языковых средств вежливости;
метод конструирования педагогического процесса, предполагающий разработку системы
упражнений. Научная новизна работы заключается в изучении реализации категории вежливости в деловой переписке с использованием новейших подходов к изучению данной
категории, а также применении полученных результатов в системе обучения иноязычному
деловому общению. В результате исследования выявлена и описана специфика лингвистических средств вежливости в зависимости от тематической направленности и композиционной структуры деловых писем. На основе данных результатов разработана методика
обучения деловой переписке студентов вузов, предполагающая комплекс упражнений, который имеет пять стадий формирования навыков: формирование общего представления об
общем содержании деловых писем, их композиционной структуре и речевых особенностях; анализ готовых образцов текстов на предмет содержательных, композиционных и
языковых особенностей делового общения; формирование языковых навыков использования
стандартных фраз, необходимых для восприятия и создания деловых писем; умений подготовленной и неподготовленной устной или письменной речи при восприятии и порождении деловых писем.
Description:
E.V. Shapkina, shapkinaev@susu.ru.
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. Шапкина Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
«Иностранные языки», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
shapklinaev@susu.ru.