Аннотации:
В статье представлены результаты исследования отдельных социально-
психологических аспектов жизнеспособности, пока еще мало освещенных в научной периодике. Цель исследования: выявить особенности связей жизнеспособности с проявлениями социальной тревоги и спецификой психологической атмосферы в группах студентов различных профилей подготовки. Материалы и методы исследования. Использованы стандартизированные методики:
«Жизнеспособность человека» (Е.А. Рыльской), «Социальная тревожность» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев), «Оценка психологической атмосферы в коллективе» (А.Ф. Фидлер). Выборка исследования: студенты выпускного курса педагогического ЮУрГГПУ (n = 69) и спортивного вуза Урал-ГУФК (n = 35), в том числе 27 юношей и 77 девушек. Статистическая обработка проводилась с помощью корреляционного анализа с применением статистического пакета SPSS Statistics v. 17.0.
Результаты. Выявлена относительно низкая вариабельность значений шкал «Общая жизнеспособность» и «Общая оценка социальной тревожности» у студентов спортивного вуза, «Способности адаптации» – у студентов педагогического вуза. Средние значения по интегральной шкале «Общая
жизнеспособность» в сравниваемых группах студентов соответствуют уровню «ниже среднего». Значения шкал «Социальная тревога в ситуации наблюдения», «Постситуативные руминации …» и «Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения» методики «Социальная тревога» отражают средний уровень значимости причин указанных вариантов тревожности у студентов всех
профилей подготовки. Независимо от программы подготовки психологический климат в коллективе студентов характеризуется преобладанием положительных признаков, а в структуре связей жизнеспособности с социально-психологическими характеристиками выявляются отрицательные связи способностей адаптации c тревогой в ситуации «быть в центре внимания» и с тревогой, опосредованной страхом критики. Все остальные связи принципиально разные, что свидетельствует о высокой вариативности корреляционных структур жизнеспособности у студентов разных профилей подготовки. Заключение. Анализ структуры жизнеспособности человека должен учитывать ее связи с социально-психологическими свойствами, что может служить основой для разработки программ развития и поддержания жизнеспособности студенческой молодежи в период обучения в вузе. Introduction.The paper presents certain social and psychological aspects of vitality, which received little attention in scientific publications. The paper aims to identify the relationship between vitality, anxiety, and psychological climate in students of different education fields. Materials and methods: Standard methods were used for the purpose of the study, including the E.A. Rylskaya human vitality test, O.A. Sagalakova and D.V. Truevtsev social anxiety test, A.F. Fidler psychological climate in a group test.
The study involved last-year students of South Ural State Humanitarian Pedagogical University (n = 69) and Ural State University of Physical Education (n = 35), including 27 male and 77 female students. Data processing was performed with correlation analysis and SPSS Statistics v. 17.0. Results. In sports university students, a relatively low alteration of general vitality and general social anxiety values was recorded; in
pedagogical students, adaptation skills changed insignificantly. The mean values of general vitality in both groups corresponded to below average. The data of certain scales (social anxiety in the situation of being the center of attention, post-situational ruminations, and restraint in expressing emotions due to fear of rejection) of the social anxiety test reflect the average significance level for the reasons of these anxiety types
regardless of students’ education fields. In both groups, psychological climate was characterized as predominantly positive. However, negative relationships were found between adaptation skills and the situation of being the center of attention/fear of being criticized. The rest correlations were principally different indicating a high variability of correlational structures of vitality in students of different education fields. Conclusion. An analysis of the structure of human vitality should take into account its relationships with socio-psychological components and can be used as a basis for developing and maintaining vitality in university students.
Описание:
Богомазова Кристина Олеговна, соискатель кафедры психологии управления и служебной деятельности; заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1543-3007, bogomazovako@susu.ru,
Байгужина Ольга Вадимовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, научно-исследовательский центр спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно- Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4292-321X, baiguzhinaov@susu.ru.
Kristina O. Bogomazova, Candidate of the Department of Psychology of Management and Performance; Deputy Director for Extracurricular and Educational Work, Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (76, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1543-3007, bogomazovako@susu.ru
Ol'ga V. Baiguzhina, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher, Sports Science Research Center, Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (76, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4292-321X, baiguzhinaov@susu.ru